+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Двадцать второго ноября 2024 года в г. Волжский Волгоградской области прошел форум "Профессии будущего".

В рамках указанного мероприятия руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел мастер-класс по публичным выступлениям для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

По отзывам участников, мастер-класс был динамичным и позитивным. 

"Меткое слово" благодарит организаторов форума за приглашение к сотрудничеству, а участников - за проявленное внимание и активность! 

 

Сегодня в России отмечается День народного единства. Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех с этим праздником! Сила страны, государства в сплоченности народа! Всем успехов и благополучия!  

 

Двадцать восьмого октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг «Публичные выступления: как держать себя на сцене» в Волгоградском государственном университете (ВолГУ). Мероприятие было предназначено для участников акселерационной программы по предпринимательству, реализуемой университетом. В конце тренинга прозвучало много отзывов о том, что мероприятие было интересным и полезным.

 

Двадцать третьего октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг "Ораторское искусство: как достигать успеха в публичных выступлениях" для группы сотрудников ООО "ИЦ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ". Мероприятие прошло в режиме позитива и драйва. По отзывам участников, материал тренинга был полезным, практичным и хорошо структурированным. 

 

Весной этого года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин прошел курс повышения квалификации "Теория и практика коммуникации" в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Недавно учебное заведение прислало соответствующее удостоверение.

 

 

Список сообщений по тегам

Важнейшим фактором, обеспечивающим успех человеческой коммуникации, является умение оратора говорить на понятном, для слушающих его людей, языке. Это в полной мере справедливо как для публичных выступлений, так и для общения в режиме «тет-а-тет».
Вы можете быть сколь угодно харизматичной, эмоциональной, яркой, динамичной и выразительной персоной. Однако, если люди не будут понимать используемые вами слова и выражения (длинные витиеватые формулировки, профессиональные термины, сленг, заимствованные иностранные слова и т.п.), то вы будете для них человеком «с другой планеты», издающим какие-то странные звуки. А к тем, кого люди не понимают, всегда относятся с недоверием и настороженностью. Следовательно, их умы и сердца будут для оратора закрытыми дверями.
Всегда старайтесь говорить так, чтобы любой ваш слушатель мог вас легко понять.
И в заключении, анекдот в тему поста.
Шестилетний мальчик, откусив кусочек яблока, положил фрукт на стол и увлекся игрой со своими машинками. Через некоторое время он вернулся к яблоку, посмотрел на него, а потом задал вопрос находившемуся рядом с ним отцу: «Папа, а почему яблоко там, где ты его откусил, становится коричневым?». «Понимаешь», - ответил отец, - «все дело в том, что плод яблони, как объект растительного мира, богат разными химическими веществами, в том числе железом. И когда ты откусываешь кусочек яблока, то тем самым нарушаешь целостность защитной кожицы, покрывающей тотально весь фрукт. Вследствие этого, содержащееся в яблоке железо вступает в химическую реакцию с кислородом, который входит в состав атмосферного воздуха нашей планеты. Все это приводит к окислительным процессам, в результате которых образуется вещество, которое окрашивает яблоко в месте нарушенной его целостности в коричневый цвет. При этом интенсивность окраски яблока в коричневый цвет зависит от того, насколько бурно и длительно шел окислительный процесс».
Некоторое время в комнате царила полная тишина. Отец подумал, что ребенок все понял и поэтому не задает никаких уточняющих вопросов. Одновременно с этим он ощутил некоторый прилив гордости за то, что смог так грамотно и четко все рассказать сыну в ответ на его неожиданный вопрос. И в этот самый момент мальчик робко произнес: «Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?».

Алексей Дудин

Многие люди отмечают, что когда им приходится выступать публично, они сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, им бывает сложно подобрать правильные слова, а во-вторых, бывает трудно произнести речь с желаемой интонацией. Если для вас описанные проблемы также актуальны, то могу порекомендовать одну практику. Она помогает заметно расширить словарный запас, а также овладеть искусством придавать своим словам желаемую эмоциональную окраску. Речь идет про чтение стихов вслух.
Выберите несколько небольших поэтические произведений и неторопливо прочитайте их. Сначала сделайте логический разбор текста и незнакомых слов (если таковые имеют место быть), а затем включите воображение и ассоциативное мышление. Постарайтесь как можно более полно ощутить душевные переживания, рождающиеся у вас внутри при чтении каждого стихотворения. Постарайтесь найти гармоничное понимание как логической, так и эмоциональной составляющей выбранных произведений.
А после этого попробуйте прочитать каждое стихотворение вслух (именно вслух, а не про себя), вложив при этом в произносимые слова все те смыслы, чувства и эмоции, которые вам удалось найти и ощутить на предыдущем этапе. Старайтесь сделать процесс чтения поэзии максимально живым, а не механическим процессом.
Продолжая описанную практику на регулярной основе, вы довольно скоро сможете обнаружить, насколько сильно она обогащает вас, как оратора. Во время публичных выступлений у вас будут гораздо легче и быстрей находиться нужные слова, а кроме того, ваша речь станет гораздо более эмоциональной и выразительной.

Валерий Зорин

Известная фраза гласит, что глаза - это зеркало души. Во время коммуникации во взгляде каждого из нас отражается очень и очень много. Наше состояние, эмоции и отношение к тому, кто нас слушает. Если во время общения мы прячем взгляд, то большинство людей начинает ощущать дискомфорт. Они как будто ощущают себя обделенными. Им не хватает зрительного контакта. Кроме того, отсутствие визуального контакта в ходе общения нередко истолковывается как неискренность.

Именно поэтому оратор не имеет права игнорировать данный момент при проведении публичного выступления. Спикеру необходимо поддерживать зрительный контакт с аудиторией. При этом важно избегать ошибки начинающих ораторов, которые выбирают среди слушателей двух-трех человек и смотрят только на них. Спикер должен уделять свое «визуальное внимание» всем слушателям.

Когда речь идет о большой аудитории можно условно разделить все пространство, где находятся слушатели на три сектора (центральный, а также два боковых - левый и правый) и затем во время произнесения речи обращать свой взгляд к слушателям каждого из выделенных секторов. Практика показывает, что когда спикер обращает взор в адрес какого-либо сектора аудитории, каждому слушателю соответствующего сектора кажется, что оратор смотрит именно на него. Благодаря этому у слушателя возникает ощущение, что спикер его видит и уделяет ему внимание.

Приведу один пример. Некоторое время назад мне довелось побывать на торжественно-деловом форуме, проходившем в столице нашей страны. После того как завершилась официальная часть, сцена была предоставлена в распоряжение популярных артистов, приглашенных организаторами, чтобы порадовать и развлечь участников мероприятия.

И вот на сцене оказалась певица Натали. Она исполняла свою известную песню «О Боже, какой мужчина!». Как опытная артистка, Натали отлично установила визуальный контакт с аудиторией и затем поддерживала его по описанной схеме, обращая свой взгляд в сторону то одного, то другого сектора зрительного зала. Благодаря этому, судя по реакции мужской части аудитории, каждому представителю сильного пола казалось, что песня исполнялась именно для него.

Друзья, при подготовке и проведении публичных выступлений помните о важности установления и поддержания зрительного контакта с аудиторией. Уделяйте должное внимание данному аспекту работы со слушателями и это, раз за разом, будет добавлять дополнительные баллы в копилку успешности вашего публичного выступления.

Алексей Дудин

Каждому спискеру полезно время от времяени снимать свои выступления на видео, а затем проводить честный "разбор полетов".

Почему это важно?

Потому, что во время выступления спикер основной фокус внимания направляет на общение и взаимодействие с аудиторией и, вследствие этого он не может отследить абсолютно всех аспектов и мелочей своей речи и своего поведения. А видеокамера поволяет беспристрасно зафиксировать абсолютно все, что происходит с оратором в ходе выступления. Так, например, просматривая видеозапись можно заметить несколько слов-паразитов, промелькнуших в речи, но не зафиксированных сознанием. Или, скажем, обнаружить, какой-то недостаток во внешнем облике, который ускользнул при взгляде в зеркало перед выходом к публике. А может быть выявить какой-то неуместный жест или передвижение и т.п.

Благодаря просмотру видеозаписи и "разбору полетов" можно выявить сответствующие упущения и найти способы их предотвращения в будущих выступлениях. 

Кто-то может возразить, что мол опытному спикеру подобный видеоконтроль не нужен, ибо хороший оратор отмечает все плюсы и минусы сразу по ходу своего выступления и затем способен провести грамотный самоанализ без изучения "кинохроник".

Безусловно, чем опытней оратор, тем больше параметров и нюансов в своем облике, своей речи и своем поведении он может отслеживать и брать на заметку прямо по ходу выступления. Однако, каким бы багажом выступлений не обладал спикер, его память не зафиксирует 100% всего того, что происходило в ходе выступления. Изучение ситуации взглядом стороннего наблюдателя (как это происходит при просмотре видео) всегда более информативно и объективно. Здесь можно провести параллель со спортом. Опытный боксер или борец, покидая место схватки может отметить плюсы и минусы своего выступления, но тренер, наблюдавший за поединком со стороны сможет рассказать о том же самом гораздо лучше. 

Также кто-то может возразить относительно видеоконтрол, что если выступление длительное, то чтобы просмотреть и проанализировать соответствующую запись также потребуется много времени, что в наш стремительный век непозволительная роскошь.

С указанным доводом сложно спорить. Время дорогой и невосполняемый ресурс. Однако, уверен, что как и в других аспектах жизни, желающийищет возможность, а нежелающий причину. В этой связи спикер, стремящийся к совершенствованию своего ораторского мастерства, вполне может производить съемку не всего выступления, а 2-3 фрагментов по 3-5 минут каждый. Этого в целом будет достаточно, чтобы затем посмотреть на себя со стороны и сделать выводы о своей речи, своем поведении и своем внешнем облике на сцене. Также можно осуществлять съемку всего выступления, а просмотр произвести частичный, выбрав для этого 2-3 фрагмента соответствующей видеозаписи.

Используйте периодически в своей ораторской практике видеоконтроль и это даст вам возможность улучшать качество своих публичных выступлений и повышать уровень своего ораторское мастерства.

Алексей Дудин

Солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко в одной из своих песен поет: «Мастерами кунгфу не рождаются, мастерами кунгфу становятся! Опасности не пугаются, приемы точны - все сбудется!».
А знаете ли вы что такое кунгфу?
«Конечно!», - скажете вы, - «Так называют китайские боевые искусства».
И будете правы, но только отчасти. Дело в том, что термин «кунгфу» 功夫 (правильная транскрипция которого на путунхуа которого звучит как gōngfu - «гунфу», а не «кунгфу»), это не только кулачное искусство. В Китае указанным словом обозначают мастерство, т.е. результат, достигнутый благодаря длительному, постоянному и упорному труду. И, соответственно, термин «кунгфу» может употребляться не только в контексте боевых искусств, но и применительно к любому другому делу (музыке, каллиграфии, танцу, шитью, кулинарии и т.п.), в котором человек достиг высот.
Какое это все имеет отношение к публичным выступлениям?
Простое. Путь к «ораторскому кунгфу» лежит через длительный, постоянный и упорный труд. Через учебу и практику, в ходе которых происходит овладение различными приемами риторики, а также наработка опыта. Перефразировав строку песни, приведенную в начале поста, можно сказать: «Успешными ораторами не рождаются, ими становятся! Публики не пугаются, приемы риторики точны - все сбудется!». 

Алексей Дудин

У каждого хорошего выступления есть основная мысль.

Это та суть, которую оратор стремится донести до аудитории. Это то, к чему спикер хочет призвать, о чем поведать, что рассказать.

Главная мысль всегда выражается одной простой фразой или предложением.

А вот для ее донесения до аудитории могут быть использованы различные тезисы, примеры, истории, цифры, данные, анекдоты, в конце концов.

Основная идея выступления должна быть услышана и понята аудиторией.

Только в этом случае можно считать, что выступление прошло успешно.

Спустя какое-то время после прослушивания речи люди могут забыть подробности и детали. Например, могут забыть во что был одет оратор, какая была погода в тот момент времени, сколько точно длилось выступление. Но главную мысль выступления они должны запомнить надолго, в идеале, навсегда.

Если спикеру удалось этого добиться, значит, он смог достучаться до умов и сердец слушателей и запасть им в душу. Значит, его выступление удалось. В противоположность этому, если слушателям запомнилась одежда спикера или длительность речи оратора, а не главная мысль выступления, то это значит, что речь была произнесена напрасно. Она прошла мимо ушей слушателей, не затронула их сердца и не осталась в их памяти.

Если вы хотите проводить публичные выступления качественно, то продумывайте главную мысль каждого своего выступления, а также способы ее донесения до аудитории. Это позволит вам сконцентрироваться на главном. От раза к разу ваши выступления будут становиться лучше и лучше. Ведь, хорошими ораторами не рождаются, а становятся. В результате постоянной практики и совершенствования.

 

Алексей Дудин

Если Вы хотите провести подготовку к предстоявшему публичному выступлению максимально эффективно, то в дополнение к традиционным моментам (постановке цели, определению главной мысли, подготовке тезисов, репетиции перед зеркалом и т.п.) используйте технику "виртуальный кинотеатр".

Представьте, что Вы сидите в кинотеатре, где показывают запись Вашего выступления. Это позволит сменить ракурс восприятия ситуации и посмотреть на предстоящее общение с аудиторией глазами стороннего наблюдателя. В процессе просмотра воображаемого фильма Вы можете увидеть те моменты, которые являются не очевидными, если воспринимать их с позиции спикера. И это позволит Вам изменить или доработать план своего выступления, чтобы произнесение речи перед публикой было более успешным.

Технику виртуального кинотеатра можно использовать не только для подготовки к публичному выступлению, но и для анализа состоявшегося общения с аудиторией. Она позволяет более полно выявить сильные и слабые стороны выступления и извлечь уроки на будущее. 

 

Алексей Дудин

В публичных выступлениях людей обычно страшит два момента. Первое - это неизвестность (неопределенность) того, что будет происходить в ходе выступления. А второе - то, что аудитория может их осмеять или обругать.

Оба момента можно постепенно преодолеть, если целенаправленно и регулярно тренировать свое ораторское мастерство. Для этого требуется читать книги, смотреть обучающие фильмы, посещать тренинги, анализировать выступления известных ораторов, а также практиковаться в выступлениях перед другими людьми. Начинать можно и нужно с малого - с того, чтобы рассказывать близким и друзьям анекдоты, пересказывать им содержание прочтенной книги или просмотренного фильма, произносить тосты на торжествах, где довелось оказаться в качестве гостя и т.п. Учащиеся могут также договариваться с преподавателями о том, что они будут выступать перед своими собратьями по учебе с какими-либо докладами. Работающие люди могут аналогичным образом организовать для себя выступления с докладами на совещаниях, собраниях, презентациях и т.п. в компании, где они трудятся по найму или владельцем которой являются.

По мере обретения знаний и опыта, человек формирует представления о том, как проходят публичные выступления. Учится управлять данным процессом. И то, что раньше было неизвестным и неопределенным, станет очевидным и понятным, а значит. будет вызывать волнение на порядок меньше, чем раньше. Тщательная подготовка к произнесению конкретной речи по предложенному плану (главная мысль, тезисы, правило композиции) и знакомство с местом будущего выступления также снизит фактор неопределенности и связанный с этим стресс.

Что касается опасений быть осмеянными или обруганными, то здесь также в ходе обретения знаний и опыта для людей, развивающих свое ораторское мастерство, становится очевидным, что понравиться всем и всегда невозможно. В любой ситуации могут найтись люди, которым что-то будет казаться ошибочным, веселым или нелепым. Осознание этого факта на фоне обретенных знаний и опыта существенно снижает страх возможного неприятия спикера со стороны части (или всей) аудитории.

Кроме того, снизить градус переживаний помогает также признание за собой права на ошибку. Любой может «сесть в галошу». Порой это случается даже с профессиональными и медийными персонами. И ничего фатального от этого, обычно не случается, земля не останавливает свой ход, и солнце на небосводе не гаснет. 

Алексей Дудин

Друзья, приветствую Вас!

Человек, способный грамотно доносить свои мысли и чувства до других людей имеет существенное преимущество перед тем, кто таковым умением не обладает. Это справедливо для любой сферы жизни – семейного и дружеского общения, учебы, работы, ведения бизнеса и т.п.

Умело подобранное слово, может иметь огромную силу воздействия на других людей. Как говорится в стихотворении Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Именно поэтому так важно развивать компетенции в области риторики и публичных выступлений самому и помогать развивать их своим детям.

Есть хорошее выражение «Ораторами не рождаются – ораторами становятся».О чем оно говорит? О том, что мастерство в риторике и публичных выступлениях это не некий дар, полученный свыше, а результат обучения, регулярной практики и накопленного опыта. А также о том, что каждый может стать хорошим спикером, если посвятит этому достаточное количество времени и сил. Поэтому если Вы хотите стать успешным оратором, то все в Ваших руках. 

Алексей Дудин